Здесь крылья дают самолетам… |
Газета "Содружество", № 12, 2000 г.
Красота обтекаемых форм современных воздушных лайнеров, стремительность, динамичность военных самолетов… Конструкторские идеи нередко вызывают у нас восхищение. А воплощают в жизнь разработки конструкторских бюро специалисты-технологи. Именно они разрабатывают способы изготовления каркаса, деталей, частей оборудования самолета.
Такие специалисты трудятся и в ООО «Научно-исследовательский институт «МИТОМ». Это научные сотрудники, инженеры, техники, рабочие – все мастера своего дела, работающие над конкретными темами или, как еще говорят, тематическими направлениями.
Одно из таких направлений называется "Разработка технологий управляемой высокоэнергетической гибки-прокатки профилей сложных форм из листовых авиационно-космических металлов и сплавов" (метод "стесненного изгиба"). Суть его в том, что, заменяя деформацию растяжения при гибке сжатием, из листов стали, алюминия, титана или сплавов нержавеющих металлов, а также из композиционных материалов можно прокатывать профили любой конфигурации.
Метод технологичный. Для прокатки понадобится всего 4-8 так называемых "переходов". Профиль получается с гарантированно высоким качеством. Как говорят технологи, "с внутренним радиусом гиба 0,5 от толщины листа, без трещинообразования, с получением точного радиуса продольной гибки".
Метод прост и экономичен – для производства по его параметрам не нужны большие площади, громоздкое оборудование и много энергии.
Листовые профили, изготовленные по методу "стесненного изгиба", авиастроители используют в конструкциях самолетов Ил-114, Ту-334, Ил-103, Бе-200, Ан-70, Ан-140 и других.
Технологиями ульяновских авиаторов заинтересовались и строители. Метод "стесненного изгиба" дает им возможность делать сложные по профилю внутренние каркасы пластиковых окон, каркасы для сухого строительства – аналоги профилей западных фирм Knauf, Rehau и Aluplast, подвесные потолки, комплекты облицовочных профилей, в том числе «сайдинг», кровельные и стеновые материалы. Обращаются с заказами к ульяновским разработчикам также и машиностроители.
Анатолий Подберезный
|